Мы считаем, что конечной целью реформ в экономике Украины должно стать реальное повышение уровня жизни населения, измеряемое стабильным и опережающим ростом ВВП по отношению к темпам роста ВВП в развитых странах. А главенствующей задачей в достижении этой цели должно быть создание таких условий и предпосылок, при которых это становится возможным.

Экономическая концепция ГО "Поступ" по реформированию экономики Украины сформирована с использованием опыта и истории успешного экономического становления развитых стран с учётом реальной политико-экономической обстановки в нашей стране и производственных расчётов.

Говоря об экономических реформах в Украине, следует сказать о трёх китах, на которых она должна базироваться.

Первый кит. Немедленные и безотлогательные меры, направленные на достижение основополагающих задач. А именно.

Создание благоприятных условий для развития бизнеса в стране, для роста предпринимательской активности и инвестиционной привлекательности Украины, для формирования зажиточного среднего класса.

Ликвидация всех, мешающих бизнесу, государственных проверяющих и контролирующих органов.

Выработка эффективной налоговой политики.

Это вкратце.

Понятно, что система налогообложения должна быть достаточно простой и удобной в применении, не допускающей никаких исключений или неоднозначных трактовок и двусмысленностей.

Одновременно, система налогообложения должна быть эффективной как для развития малого и среднего бизнеса в стране, так и для наполнения госбюджета страны.

Напомним, что в развитых странах процентная ставка малого и среднего бизнеса в госбюджете страны колеблется в пределах 70-75 %

А с чего состоит госбюджет Украины, который в 2015 году составил 517 миллиардов гривен.

Доход от ВВП в наполнении упомянутого бюджета составил чуть более половины (около 55 %). Вторую половину бюджета составили разного рода штрафы, санкции и таможенные доходы.

Примечательно, что таможенные доходы в бюджете страны составляют примерно четвёртую часть.

Смешно (точнее печально для нас), но получается, что если бы таможня ещё и работала честно, то госбюджет вообще можно было бы наполнять за её счёт и за счёт штрафов. И никакой малый и средний бизнес здесь уже не нужен! Ведь в этом случае хватит лишь олигархов с их монополиями.

Понятно, что этот путь ведёт в никуда, потому что это прямой путь к ликвидации независимости страны.

Главная же причина недостатков существующей налоговой политики та, что возросла сфера теневого бизнеса. Причина объяснима. Ведь даже те, кто привык и желал бы работать легально, зачастую не выдерживают налогового бремени и, прекратив легальную деятельность, вынуждено уходят от уплаты налогов, выплачивая лишь поборы различным официальным и неофициальным лицам.

Если поверить официальным данным, то в 2014 году в государственный бюджет Украины поступило лишь 55 % от предполагаемых налоговых поступлений. А куда подевались остальные 45 %? Понятно, что основной путь - уход в теневую экономику, в нелегальную сферу. Таким образом, сделаем вывод, государство могло бы реально уже сейчас снизить ставки налогов в два раза и не подталкивать своих граждан на преступный путь нелегальной деятельности. Ведь этот путь опасен тем, что превращается в некую эпидемию, передающуюся на генетическом уровне.

Об этом говорит опыт США, где в своё время высокими налогами вынудили половину налогоплательщиков уйти в тень. И этот процесс мог бы усугубляться, если бы не реформа налоговой системы, проведённая администрацией Президента Рональда Рейгана.

США предоставили миру яркий пример совершенно нового видения и понимания  налоговой политики.

В "Экономическом докладе Президента" (Вашингтон, 1982 год) отмечалось: "...Моей первой и самой важной задачей было улучшение функционирования экономики путём сокращения роли федерального правительства во всех направлениях. Мы должны оставить частной инициативе все функции, которые индивидуумы могут реализовать сами".

19 ноября 1982 года New York Times опубликовала материал, в котором изложена позиция Рональда Рейгана о его виденьи единственного способа обеспечить Америке новый прогресс, а всем её гражданам - новые возможности: освободить личность, отменить регулирование рынка, перераспределение доходов, ограничить размеры правительственного аппарата и власть федерального правительства.

Рейган неуклонно следовал этим курсом все годы своего правления. Была осуществлена радикальная перестройка всего бюджетного механизма, включавшая: трансформацию налоговой системы, изменение расходной структуры с переориентацией бюджетного воздействия на производство. 4 октября 1986 года лондонский еженедельник Economist назвал изменение налоговой системы стержнем реформ. Фактически в результате многоэтапной реформы было покончено с, уходящей корнями во времена Франклина Рузвельта, прогрессивной налоговой шкалой. Многоступенчатая система предельных ставок, которая до 1981 года росла от 14 % до 70 %, в зависимости от доходов, была заменена всего двумя ставками - 15 % и 28 %.

Знаем, что налоговая система США претерпела значительную трансформацию, но её основы сохраняются и в настоящее время. При этом стоит заметить, что доходы государственного бюджета не сократились, а увеличились, ибо увеличилась экономическая активность, возросли стимулы для легальной работы бизнеса.

Бесспорно, не стоит акцентироваться только на особенностях налоговой реформы США в сторону либерализации налоговой системы. Более того, подчеркнём,  можно спорить о том, что теперешняя экономическая система США является социально-либеральной или же она консервативно-либеральная, хотя цивилизованный мир уже давно исходит из баланса интересов, партнёрства различных социальных групп, а сбалансированная политика всегда является в меру социальной и в меру либеральной.

Поэтому и налоговая политика в Украине, исходя из нынешнего положения страны, по сущности должна быть социальной и в меру либеральной.

Предлагается разбить бизнес на три категории:

  Малый бизнес – доход до 2,5 миллиона гривен в год.

  Средний бизнес – доход от 2,5 миллиона гривен до 25 миллионов гривен в год.

Большой бизнес – доход больше 25 миллионов гривен в год.

Соответственно, для каждой из трёх категорий предлагается обособленная налоговая ставка.

А именно:

1. Малый бизнес – 5 % от покупки. Это освободит малый бизнес от контактов с фискальными органами и будет способствовать созданию комфортных условий для его развития и благоприятного инвестиционного климата.

2. Средний бизнес – 10 % от дохода.

3. Большой бизнес – 20 % от дохода.

Вопрос: - Почему от дохода?

Потому, что большой капитал должен быть подконтролен государству, а не олигархическим кланам. И если налоговая ставка для них будет от прибыли, никогда её не покажут.

Вывод: - Все перечисленные налоговые ставки – обязательны для всех категорий населения и обязательны для всех форм собственности.

Естественно, основой в структуре бюджетных поступлений от налогов должны стать в перспективе личные доходы граждан. Очевидно, случится это ещё не очень скоро - тогда, когда богатыми станет большинство граждан. Хотя "экономическое чудо",  уже сотворённое многими государствами мира, говорит само за себя: там, где была мудрая налоговая политика, процветание государства, благосостояние граждан наступало буквально за пару лет.

Точно также предлагается  единая налоговая ставка в пенсионный фонд. Но это - уже кит второй.

Также предлагается внедрение современных финансово-кредитных механизмов.